Большая прогулка
ВЛАДЕЛЬЦЫ СТАРЫХ САМОЛЕТОВ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ РОССИЮ
Авиашоу "Летающие легенды" оставило о себе двойственное впечатление. С одной стороны, первый блин все-таки вышел комом. К сожалению, не удалось привлечь все те машины, о которых шла речь при подготовке к этому мероприятию, имели место недостатки в организации. С другой стороны, несмотря на проблемы, на дождь, изрядно подмочивший публику 14-15 августа, авиационный праздник, не имеющий пока аналогов в России, все-таки состоялся.
И прошел, в общем, на довольно высоком уровне. Можно, конечно, припомнить автостоянку, превратившуюся под дождем в грязное месиво, весьма условную подъездную дорогу, необходимость совершать марш-бросок от стоянки до входа на территорию выставки и недоступность короткого пути вдоль границы аэродрома. Можно говорить, что, кроме В-25, других легенд на выставке не было. Все эти упреки в огромном количестве представлены в форуме интернет-сайта выставки. И во многом они справедливы. Однако мы живем в России. И этот факт не позволил сделать шоу идеальным. По крайней мере, в этот раз.
Из Европы к нам прилетели следующие машины: бомбардировщик В-25 "Mitchell" и учебно-тренировочный самолет Т-28 "Trojan" из австрийской коллекции "Flying bulls", УТС Як-11 из Чехии, канадский УТС Harvard Mk IV из Германии, американский учебный биплан Boeing/Stearman PT-17 и пилотажный самолет Stampe SV-4 из Бельгии. Все иностранцы приняли участие в демонстрационных полетах. Интересно отметить, что 13 августа, в первый день работы авиашоу, в пилотировании В-25 участвовали генерал-полковник авиации Василий Решетников и бывший главком ВВС Петр Дейнекин. Василий Решетников воевал во время Великой Отечественной войны в Авиации дальнего действия именно на этом бомбардировщике.
Кроме того, в Монино можно было увидеть украинскую масштабную модель одной из самых известных машин люфтваффе - пикировщика Ju-87, а также такие самолеты, как Ан-2, Як-52, летающую лодку Ша-2, Як-12. На стационарной экспозиции, имитирующей полевой аэродром ВВС РККА времен Великой Отечественной, были выставлены истребители И-15, МиГ-3, Ла-7, на котором летал Иван Кожедуб, Р-63 "Kingcobra", пикировщики Пе-2 и Ту-2, штурмовик Ил-2. Все они являются экспонатами Музея ВВС. На стационарной экспозиции воссоздали обваловку стоянок самолетов, отрыли окопы, построили блиндаж, что, по замыслу устроителей, должно было создать у посетителей иллюзию прикосновения к живой истории отечественной авиации. Для упрочения этой иллюзии к участию в шоу были привлечены автомобили времен войны, демонстрировавшиеся в одном из углов импровизированного аэродрома.
В Монино должны были прилететь также австрийский FG-1D "Corsair" и Як-3 из Германии. Но их появлению в московском небе помешали технические проблемы. В частности, "Corsair" перегрел двигатель на одном из авиашоу, проходивших накануне наших "Летающих легенд". Хозяева остальных машин из Европы (напомним, что первоначально в списке участников фигурировали такие знаменитые истребители, как P-51 "Mustang", P-47 "Thunderbolt", "Spitfire") просто не захотели лететь в Россию. Их испугал длительный перелет - некоторым коллекционерам нужно было преодолеть около 4,5 тыс. км, в то время как в Европе они редко удаляются от базовых аэродромов дальше, чем на 600 км. Кроме того, на Западе Россию до сих пор воспринимают несколько неадекватно. Стереотип о медведях, бродящих по улицам Москвы, все-таки необычайно живуч. В подтверждение этого В-25 приземлился в Чкаловском, загруженный упаковками с бутилированной питьевой водой. Чуть позже для летчиков и техников коллекции "Flying bulls" оказалось большим сюрпризом, что эту воду, как все остальные товары из ассортимента европейских супермаркетов, можно без проблем приобрести в Москве. Зато организаторам пришлось решать проблему снабжения раритетных самолетов авиабензином, который не выпускается в России, разъяснять пилотам непонятную и непривычную для них разрешительную систему полетов, существующую у нас в стране.
Авиашоу "Летающие легенды" 2004 г. можно назвать генеральной репетицией аналогичного мероприятия, приуроченного к 60-летию Победы. Окончательное решение о его проведении в ВВС примут в конце сентября, но уже сейчас с большой долей уверенности можно говорить, что в следующем году авиараритеты вновь появятся в московском небе. При этом есть надежда, что европейские владельцы старых самолетов после общения с коллегами, уже побывавшими в России, отнесутся к приглашению ВВС РФ более благосклонно.