"Девятка" над Монино и Жуковским
ПИЛОТАЖНЫЕ ГРУППЫ ВВС РОССИИ ПОКАЗАЛИ ВЫСОТЫ ЛЕТНОГО МАСТЕРСТВА
На мероприятиях, проведенных 13-15 августа на подмосковных аэродромах "Монино" и "Раменское" по случаю празднования Дня Военно-воздушных сил России, "гвоздем" стали выступления отечественных и зарубежных асов. В день открытия погода улыбнулась гостям и организаторам программы "Летающие легенды" и "Фестиваля пилотажных групп мира": все намеченное было, в целом, выполнено. К сожалению, дожди в субботу и воскресенье внесли существенные поправки в расписание полетов.
Центральным элементом летного показа как в Монино, так и в Жуковском стала новинка сезона 2004 г. - "девятка". Так назвали комплекс фигур высшего пилотажа, выполняемый строем из пяти Су-27 и четырех МиГ-29 летчики военной части, расположенной в подмосковной Кубинке.
На 237-й гвардейский Проскуровский Краснознаменный орденов Кутузова и Александра Невского центр показа авиационной техники имени трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба возложены задачи по демонстрации отечественной авиационной техники и профессионального мастерства наших летчиков с целью повышения авторитета ВВС РФ и поддержания имиджа российского оружия на мировом рынке. Основные тактические подразделения центра - авиационные группы высшего пилотажа "Русские витязи" (командир - полковник Ткаченко) на самолетах Су-27 и "Стрижи" на МиГ-29 (командир полковник Дятел). Центр в Кубинке - единственный в мире, летчики которого выполняют показательный пилотаж в группе смешанного состава, состоящей из фронтовых истребителей и тяжелого (Су-27), и легкого (МиГ-29) классов.
6 августа, когда ВВС России пригласили СМИ в подмосковную Кубинку на тренировочные полеты, командир центра летчик-снайпер, заслуженный военный летчик Российской Федерации гвардии полковник Анатолий Омельченко сказал журналистам: "Девятка" - это уникально и чрезвычайно сложно. Основная сложность заключается в совместном маневрировании самолетов разных типов, отличающихся по своим пилотажным характеристикам: Самолет Су-27 - это мощь и энергия, МиГ-29 - элегантность и динамизм".
Удержать крылатые машины, разительно различающиеся по массогабаритным и пилотажным характеристикам, в плотном строю при маневрировании непросто. Мощные двигатели и прекрасная аэродинамика позволяют Су-27 стремительно разгоняться, но летчику намного труднее "тормозить" тяжелой и инертной "сушкой", чем пилоту легкого МиГ-29, рассказал "ВПК" летчик центра гвардии майор Олег Ерофеев. МиГ-29 проще управлять при полетах в группе: Су-27 требует очень плавной "работы" оборотами и рулями (они двигаются с небольшой задержкой - свои "особенности" накладывает система дистанционного управления самолета). "Су-27 пилотируется в группе немного сложновато, зато в одиночном полете он прекрасен", - говорит Олег Ерофеев. При индивидуальном пилотаже и полетах в составе группы "Стрижи" и "Витязи" стараются лучшим образом продемонстрировать сильные стороны своих машин.
В прошлом году, когда часть отмечала 65-летие со дня образования (а свою историю центр ведет от 19-го истребительного авиаполка, сформированного 22 марта 1938 г.), зрители увидели самолеты "Стрижей" в новой раскраске. Лишившись голубой молнии на белом фюзеляже, МиГи стали "красно-синими" снизу и "бело-синими" сверху. Новая раскраска заметно "оживила" самолеты, придала им стремительность, свойственную быстрокрылым птицам, чьи силуэты нанесены на МиГи в плане сверху и снизу.
Про взаимодействие летчиков и фирмы-разработчика их самолетов рассказал в интервью "ВПК" руководитель Инженерного Центра "ОКБ им. А.И. Микояна" Владимир Барковский.
- Владимир Иванович, вы довольны тем, как летают на МиГах "Стрижи"?
- "Стрижи" летают великолепно, эта группа - одна из немногих в мире, выступающих на сверхзвуковых истребителях. По слетанности, по плотности пилотажа, по тем фигурам, которые в очень плотном строю выполняет пилотажная группа, можно утверждать, что она находится на вершине мирового уровня.
- Как вы оцениваете программу группы, которую они подготовили для показа над Монино и Жуковским?
- Пока ее не видел (интервью состоялось за пару часов до начала летной программы 13 августа. - В.К.). Но я наблюдал пилотаж "Стрижей" на авиасалоне "МАКС-2003", и он мне очень понравился. Другое неприятно. По телевидению прошли передачи, где показывали, как летают "Стрижи", и летают "вовсю", а называют их "Русскими витязями" и интервью берут у летчиков "Русских витязей". Информация должна быть качественной: когда "Стрижи" - летают МиГи, а когда "Русские витязи" - летают самолеты "Сухого".
- Общаетесь ли вы с летчиками группы? Работает ли РСК "МиГ" со "Стрижами"?
- Наши летчики, конструкторы очень плотно общаются со "Стрижами". Недавно РСК "МиГ" провела доработки на самолетах группы. Они приобрели новый технический облик и новый внешний вид. Схемы раскраски разработали на РСК "МиГ". "Стрижи" с большой радостью его восприняли. Надо же помогать группе, летающей на наших машинах. Первые машины покрасили в прошлом году (к юбилею Центра показа авиатехники ВВС России, расположенного в Кубинке. - Прим. ред.). А сегодня шесть самолетов группы несут новую раскраску. Кроме того, мы установили специальное оборудование для того, чтобы "Стрижи" могли летать за рубеж и там проводить демонстрационные полеты. Соответствующие работы проведены на комплексе РСК "МиГ" в Луховицах совместно с личным составом Центра. Новый облик - результат совместного творчества.
- Летчики группы мечтают о новых самолетах...
- "МиГу" есть что предложить. Вопрос в том, за чей счет? Фирма не может за свой счет поставлять новые самолеты Министерству обороны. Мы не такие "жирные". Если бы такими были, то "Стрижам" уж точно бы подарили новый самолет.
- Какие перспективы по модернизации МиГ-29 ВВС России?
- Перспективы модернизации очень хорошие с учетом того, что военный бюджет сегодня увеличивается и что в последние годы РСК "МиГ" продвинулся в области модернизации МиГ-29 очень далеко. С ВВС России работаем в тесном контакте в части формирования ТТЗ, проведения испытаний. Сегодня мы проводим испытания модернизированных машин полностью под эгидой ВВС России, при очень хорошем понимании, неравнодушном отношении со стороны и главкома ВВС России Владимира Михайлова, и его заместителя по вооружениям Дмитрия Морозова. Ранее в этом году мы получили положительное предварительное заключение по МиГ-АТ, а месяц назад - на модернизированный МиГ-29 в двухместной версии (МиГ-29-УБТ. - Прим. ред.). Считаю, что ВВС России сегодня делают все, что могут. Им просто надо помочь с финансами. Они достойны иметь хороший бюджет.
- Вы надеетесь на то, что в следующем году заказы РСК "МиГ" по линии Минобороны России возрастут?
- Мы не надеемся ни на что, мы - работаем.